Маркетплейсы согласились проверять продавцов БАДов, чтобы отсеять мошенниковИрина НевиннаяВ прошлом году россияне потратили на биологически активные добавки (БАДы) 164 млрд. рублей, купив более 511 млн. упаковок — больше чем по три на каждого, от младенца до старика (данные AlfaRM). Причем это только аптечные продажи, а не секрет, что многие предпочитают покупать БАДы на маркетплейсах. Там обычно дешевле, но и легче нарваться на подделку. Впрочем, ситуация должна очень скоро улучшиться: во-первых, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператор системы маркировки «Честный знак» договорился с крупнейшими интернет-площадками, что они будут проверять продавцов БАДов, выставляющих свою продукцию на маркетплейсе, а во-вторых, убрать нарушителей с площадки будет намного проще, так как Роспотребнадзор добился внесудебного права отправлять их в «черный список». Об этом рассказали участники круглого стола, посвященного проблеме качества БАДов, продающихся в России.
Наводить порядок нужно срочно: БАДы, популярность которых набрала обороты в пандемию, не собираются сдавать позиции. В ЦРПТ сообщили: за апрель — сентябрь 2025 года продажи выросли в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Важный шаг сделан два года назад — была введена обязательная программа маркировки БАДов. И вот теперь заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов сообщил о результатах обеления рынка.
Система маркировки помогла установить точное число производителей и поставщиков БАДов — сейчас их 2,3 тысячи. А эксперимент с анализом данных заставил заподозрить неладное в работе некоторых из них. Например, система зафиксировала дублирование кодов на разных упаковках БАД и другие несоответствия. Еще одно любимое нарушение — попытка продать БАДы под видом пищевой добавки. На запросы не стали отвечать в 32 компаниях, и с подачи ЦРПТ их решили проверить. Опасения подтвердились в отношении 26 компаний (80% из проверенных) — они оказались псевдопредприятиями. «По указанным адресам не было никакого производства — это были квартиры, другие организации и даже пустыри. Сейчас готовится постановление правительства, которое даст полномочия ЦРПТ блокировать компании-нарушители в системе, остановить выдачу им QR-кодов на продукцию и, соответственно, ее невозможно будет продавать», — сообщил Юсупов.
«Люди все больше интересуются осознанным приемом биодобавок и, в частности, решение, что БАДы должны назначать врачи, говорит о том, что делается много, чтобы навести порядок на этом рынке. Но ключевым остается вопрос качества БАДов, попадающих в продажу. Они должны быть не только безопасными, но и помогать сохранять здоровье», — отметила исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья (АИТЗ) и «Национальной фармацевтической палаты» Елена Неволина.
Не случайно все БАДы, которые продаются в аптеках, проверяются провизорами с помощью все той же системы маркировки на входе, то есть еще до того, как их выставляют на прилавок. В результате, как подтвердил Реваз Юсупов, сомнительных добавок в аптеках во время проверок не обнаружилось. Теперь тот же принцип — проверку на входе решено распространить и на маркетплейсы. Это предусмотрено федеральным законом «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики», который вступит в силу в октябре 2026 года. Но, как сказал Юсупов, добро на сотрудничество от крупнейших маркетплейсов уже получено, и контроль начнется еще до вступления закона в силу.
«БАДы — это продукты, пусть и не относящиеся к лекарствам, но также напрямую влияющие на здоровье. Поэтому задача обеспечить продажу проверенных БАДов через понятные и доступные каналы, в первую очередь аптеки, очень важна. При этом марекетплейсы очень популярны, и это требует организовать их работу так, чтобы и там продавцы действовали честно и прозрачно. Принятые решения будут этому способствовать, а пока мы в порядке эксперимента решили продавать нашу продукцию не только в аптеках, но заключили договоры с проверенными партнерами», — отметил гендиректор компании Solgar в России и странах СНГ Хакан Эртюрк.
За последнее время уже принято или обсуждается немало новых законодательных инициатив. Это, например, запрет на распространение информации (проще говоря, рекламу) БАДов, которые не зарегистрированы в нашей стране или не соответствуют принятым у нас нормам. Этим грешат некоторые БАДы, которые поступают в нашу страну из стран ЕАЭС, где действуют собственные, отличающиеся от российских, требования. Поэтому гармонизация нормативных документов, регулирующих производство и продажу добавок в странах ЕАЭС — следующий важный шаг.
Кроме того, вступил в силу приказ Роспотребнадзора, согласно которому ведомство сможет быстро, не дожидаясь решения суда, блокировать продажи сомнительных продавцов и вносить такие ресурсы в черный список.
Пока же благодаря действующему уже полтора года на кассах разрешительному режиму (когда код маркировки сигналит о неблагополучии и включается блокировка оплаты товара) удалось только в этом году остановить продажу 27 млн упаковок, из которых почти 14 млн имели признаки фальсификата, а 10 млн — с подозрением на контрафакт. С октября 2024 года этот режим позволил сократить попытки продажи БАД с признаками контрафакта в 5 раз, а фальсификатов в 30 раз, — подчеркнул Юсупов.
В целом же в общем объеме продаж доля неблагонадежных БАДов снизилась многократно, и по оценкам экспертов не превышает 1 процента.
Источник: rg.ru