Век Канэто Синдо: ребёнок Хиросимы, который прожил сто лет

Канэки Синдо

Настоящему режиссёру всегда есть, что сказать. И Канэто Синдо своими фильмами разговаривал со зрителем. Он не просто рассказывал истории или отражал объективную реальность. Мастер Синдо делился своими страхами и надеждами, воспоминаниями и грёзами. Сейчас расскажем о необычной судьбе режиссёра, который прожил немногим более ста лет.

Туалетная бумага для ребёнка Хиросимы

Канэто Синдо родился 22 апреля 1912 года в небольшой деревне возле города Хиросима. Отец Канэто был зажиточным крестьянином, но обанкротился. Мать рано умерла.

Вопреки ожиданиям отца, крестьянином Канэки не стал. Сначала он ремонтировал велосипеды в небольшой мастерской, а потом отправился на встречу мечте — в Киото. Дело в том, что с ранних лет юный Канеки Синдо мечтал работать в киноиндустрии. И мечта сбылась. Первое время Синдо проявлял плёнки для студии Shinkō Kinema и паралелльно изучал, как устроен кинематограф изнутри.

Здесь ему повезло. Экономные хозяева студии в качестве туалетной бумаги использовали копии старых сценариев. Синдо тайком уносил эти сценарии домой и внимательно их изучал. В 1935 году студия переехала в Токио. На новом месте Канэки повысили до сотрудника художественного отдела и поручили изготавливать декорации. Здесь же Синдо решил, что хочет стать сценаристом.

Он писал сценарии. С каждым разом получалось всё лучше и лучше, но ни один из них так и не попал в производство. К 1944 году Канэки Синдо успел сменить несколько киностудий, поработать ассистентом режиссёра, потерять гражданскую жену, которая умерла от туберкулёза. Следующим испытанием стал призы в военно-морской флот. Япония, к тому времени, проигрывала Соединённым Штатам и в императорскую армию забирали всех, до кого могли дотянуться. Впрочем, повоевать Канэки не пришлось. Он быстро попал в лагерь для военнопленных, где и просидел до капитуляции Японии в сентябре 1945 года.

Точно неизвестно, чем Канэки занимался целый год, но в 1946 он поступил на работу в студию Shochiku в качестве сценариста. Тогда же он впервые официально женится. А ещё через четыре года Синдо увольняется и вместе с друзьями — режиссёром Кодзабуро Ёсимурой и актёром Тайджи Томоямой — основывает новую независимую киностудию.

Нобуку Отова в фильме «Дети Хиросимы»
Нобуку Отова в фильме «Дети Хиросимы

Голый остров полный смыслов

В 1951 году Канэки Синдо отметил режиссёрский дебют. Его автобиографическая картина Рассказ о любимой жене» была номинирована на получение японской кинопремии «Кинэма Дзюмпо». Но, по итогам голосования, заняла лишь десятое место. Впрочем, фильм не прошёл незамеченным и это был первый, робкий, но всё таки успех.

На съёмках он знакомится с молодой актрисой Нобуку Отова и между ними вспыхивает искра. На долгие годы она останется его музой: сначала любовницей, а потом женой. И разумеется, главные роли почти во всех фильмах Канэки Синдо достанутся именно ей.

Она же сыграла и в следующем успешном фильме режиссёра — «Дети Хиросимы», снятом по заказу Японского союза учителей. Лента вышла на экраны в 1953 году и внезапно стала популярной. Режиссёр подошёл к экранизации хиросимской трагедии с нестандартной стороны. Он не стал в лоб показывать взрыв, горе и страдание людей, мгновенную гибель тысяч мирных жителей. Вместо этого он показал последствия ядерного взрыва спустя восемь лет. Бесплодие, врождённые уродства, покалеченные конечности, заброшенные руины в бедных кварталах. И самое главное — люди. Люди, которые принимают всё это с флегматичным фатализмом и сверхъестественным стоицизмом. Люди, которые не зацикливаются на прошлом, а просто продолжают жить дальше.

Тогда Япония и узнала про режиссёра Кэнки Синдо. А вот международная известность пришла к нему в 1961 году. Немногим ранее его студия начала испытывать серьёзные финансовые трудности. Остаток сил и средств Канэки вложил в новый фильм — «Голый остров». Он поставил на него всё, и не прогадал.

Тяжёлая лента про тяжёлую жизнь обычной семьи получил главный приз Московского международного кинофестиваля. Ленту купили прокатчики из шестьдесят одной страны. И сейчас это может показаться странным. В «Голом острове» нет поражающих воображение спецэффектов и головокружительных трюков. Он не может похвастать яркими диалогами — за весь фильм в нём сказано всего несколько слов. Тем не менее, кинополотно зацепило массового зрителя. История про борющуюся за выживание крестьянскую семью, про ежедневное преодоление трудностей, про нелёгкий быт и тяжёлый труд получилась на редкость натуралистичной и пропитаенной философским подтекстом. Канэто Синдо вложил в создание фильма весь свой талант и это спасло его студию.

Снимал Синдо до 2010 года. В возрасте 98 лет он окончательно отошёл от дел. За это время в его жизни произошло множество событий: он снял десятки художественных и несколько документальных фильмов, написал несколько книг и множество сценариев, был председателем Гильдии писателей Японии, получил множество наград на родине и за границей, в возрасте шестидесяти лет развёлся с женой и начал открыто жить с Нобуку Отова, в 1994 году потерял Нобуку Отова, которая умерла от рака печени.

Сам Канэто синдо прожил последние годы в своей квартире в Акасаке. Там же он тихо умер 29 мая 2012 года.

Канэто Синдо
Канэто Синдо
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
MaiYo